Бумагу — отдельно, пластик — отдельно
Как на газовом промысле приобщают к цивилизованному сбору мусора
В Интернете пишут: у шведов дома по шест ьсемь контейнеров для разных видов отходов. Может, и правда. Но лучше поискать примеры поближе. Вот, например, приезжаешь на далекий газовый промысел на севере Сибири, а там таких «урн» полтора десятка!
Раз в месяц-полтора грузовик совершает объезд промыслов, забирая определенный вид мусора. Фото: Николай Рыбалка
Человек производит огромное количество всевозможных отходов. Медь, скажем, оторвут с руками на пунктах цветмета. Бумагу можно переработать и снова пустить в дело. Пластик тоже готов к повторному использованию. Шины, картон, стекло… Кусок за куском, и на выброс остается совсем немного. Нужна лишь жизнеспособная система сортировки. И есть она не только в Швеции.
Раз в месяц-полтора на газовый промысел 2С (ГП-2С) Заполярного нефтегазоконденсатного месторождения ООО «Газпром добыча Ямбург» приезжает машина. Она забирает картон и бумагу, уже сложенные в аккуратные стопки. Грузовик совершает объезд сразу нескольких промыслов. Похожая история повторяется с пластиком, ломом, списанной спецодеждой, шламом…
— У нас всего пятнадцать видов контейнеров на площадке, все они на схеме указаны. Справа подписано, какие для чего предназначены, некоторые сразу для нескольких видов отходов, — рассказывает инженер по добыче нефти и газа ГП-2С Андрей Гафинец. — В дальнейшем появится уже семнадцать видов контейнеров.
Можно сказать, все «произведенное» на территории газового промысла находится в зоне ответственности инженера по добыче. Газ и, если есть, конденсат, понятно, основной продукт. Но существует еще масса побочных.
Работает котельная — при сжигании газа образуется углекислота, она тоже не ускользнет от зоркого глаза Андрея Гафинца. Промышленные стоки очищают и закачивают в пласт — за процесс отвечает он. То же самое можно сказать про всевозможные твердые отходы — в сопроводительных документах значится подпись инженера по добыче.
Последнее нововведение в «Газпром добыча Ямбург» — раздельный сбор пластика и бумаги. Для газодобытчиков это фактически «плюс два» к прежнему списку позиций. Процесс отлажен, сложностей не вызывает.
— Мусор мы сортируем давно. Опасные виды — ртутные лампы, аккумуляторные батареи — собираем особым способом. С малоопасными действуем по-другому. На схеме отмечены места накопления отходов. Мы их забираем, а затем передаем на утилизацию, вторичную переработку или захоронение, — продолжает рассказ Андрей Гафинец. — Сотрудники знают, что с недавних пор пластик и бумагу мы складываем отдельно. Проблем с тем, чтобы сформировать у людей новую привычку, не возникло. На работе этим даже проще заниматься, чем дома, тут есть дисциплина.
Естественно, четкая организация работы с отходами не уникальная особенность одного лишь ГП-2С. Аналогичный механизм налажен в других подразделениях нефтегазодобывающего управления, и вообще везде на предприятии. Это естественный стиль ведения бизнеса на опасном производственном объекте.
А вот на бытовом уровне люди не всегда готовы сделать усилие и сортировать отходы уже в квартире. Но мусор можно победить, только если бороться с ним до «единого ведра», то есть разделять как можно раньше.Итак, начинаем пока с бумаги и пластика. А там и семь контейнеров может появиться. Почему бы и нет?
Есть много способов мотивировать людей включаться в процесс, а профессионалы и профильные структуры несут ответственность за грамотную организацию. Где-то работает сознательность, где-то страх санкций, давление коллектива, сила привычки, удобные условия... Но рано или поздно так будет везде, где есть цивилизованный подход.
Источник: Российская газета